В контракте на ТРАНЗИТ в качестве форс-мажора указано следующее основание: стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае боевых действий.
В контракте на ПОСТАВКУ указано, что стороны освобождаются от ответственности за неисполнение своих обязательств в случае войны и военных действий.
Заметили разницу? В соответствии с III Гаагской конвенцией 1907 года война должна объявляться, о чем уведомляются все нейтральные страны. Но война до сих пор ни Украиной, ни Россией не объявлена. На территории Украины идут боевые действия, а не война и не военные действия.
Соответственно, по контракту о поставке газа: если нет войны — значит нет и форс-мажора. Соответственно, если нет форс-мажора, то Нафтогаз должен заплатить деньги.
Таким образом, просто ведение боевых действий на территории Украины не освобождает Нафтогаз от выполнения своих обязательств. А вот ведение боевых действий уже может в случае чего освободить Газпром в части своих обязательств перед Нафтогазом по договору о транзите газа.